Полезная информация

Проблемы, вызываемые некачественной охлаждающей жидкостью

Перегрев.

 

При сгорании топлива в двигателе выделяется огромное количество тепла. На движение автомобиля тратится только треть выделяемой тепловой энергии. Еще одна треть уходит с выхлопом и тепловым излучением двигателя, а охлаждающая жидкость (ОЖ) отводит оставшуюся треть тепла. Таким образом, ОЖ выполняет основную функцию в работе автомобиля — охлаждение двигателя, и дополнительную функцию — обогрев салона. 

 

Оптимальной температурой работающего двигателя является 85-90°С. В случае, когда ОЖ перестает эффективно выполнять свою функцию по охлаждению двигателя (а именно – отводить 1/3 выделяемой тепловой энергии), двигатель начинает перегреваться. Вначале это приводит к увеличению расхода топлива и уменьшению мощности двигателя. Если проблему перегрева своевременно не устранить, то она начнет влиять и на работу других систем автомобиля, снижая их эффективность, а,  в конечном счете, постоянный перегрев и «закипание» двигателя приведет к снижению срока его службы в 2-3 раза.

 

Коррозия.

 

Наиболее частая проблема, вызываемая ОЖ. Как это происходит: на стенках каналов радиатора образуется коррозионный слой (ржавчина). Данный слой является очень плохим проводником тепла (теплопроводность примерно в 50 раз меньше, чем у металла). Соответственно, после образования коррозионного слоя двигатель начинает хуже отдавать тепло, а радиатор хуже его принимает. Двигатель и ОЖ начинают перегреваться. Помимо этого, коррозионный слой «забивает» каналы радиатора и делает ранее гладкую внутреннюю поверхность каналов шершавой. Все это ведет к возрастанию гидравлического сопротивления каналов, что, в свою очередь ведет к еще большему перегреву. 

 

В частности, перегрев цилиндров приводит к деформации маслосъемных колец. Соответственно, в масло начинают попадать выхлопные газы и, наоборот, масло попадает в выхлоп. Таким образом, моторное масло гораздо быстрее вырабатывает свой ресурс. 

 

Частицы ржавчины, находящиеся в ОЖ могут засорить радиатор, и даже каналы двигателя, разгерметизировать подшипник помпы, разрушить ее крыльчатку, заклинить термостат.  А «запущенная» коррозия может «проесть» до дыр радиатор или головку блока цилиндров. 

 

Поэтому если вы заметили в расширительном бачке своего автомобиля «ржавую муть», необходимо срочно менять антифриз и промывать систему охлаждения. 

         

Коррозия помпы         

 
Осадки. 
Еще одной проблемой может стать выпадение осадка из самой жидкости. Данные осадки аналогично коррозии покрывают стенки радиатора и каналов, «забивают» их, что ведет к сужению каналов и дополнительному перегреву двигателя.
 
Наибольшее количество осадков выпадает из ОЖ, содержащих соединения кремния (силикаты). Такие ОЖ называются «силикатными».  
  
Блокировка каналов двигателя осадками
 
 
Кавитационная эрозия. 
Так же является очень серьезной проблемой. Чаще ее называют просто «кавитацией». Что это такое, мож-но наглядно увидеть в чайнике во время закипания воды. Когда жидкость находится в состоянии близком к ки-пению, в ней начинают образовываться пузырьки пара, которые «схлопываются» через некоторое время после образования. В том случае, если в ОЖ такой пузырек «схлопывается» вблизи металлической поверхности, из металла «выбиваются» микрочастицы. Когда такие пузырьки «схлопываются» в большом количестве, металли-ческие части покрываются «ямками», которые со временем углубляются и расширяются. В результате кавитация может  «проесть» или даже полностью испарить части металлических деталей.
Кавитация гильз цилиндра
Разрушенная кавитацией крыльчатка помпы

Таким образом, основными причинами отказа системы охлаждения являются: ухудшение теплоотдачи от поверхности к охлаждающей жидкости из-за загрязнения системы накипью, ржавчиной, отложениями; потеря герметичности системы из-за разрушения сальников водяного насоса, вследствие наличия в охлаждающей жид-кости образованных частиц накипи и ржавчины.
Радиатор после использования силикатной ОЖ      Радиатор после использования карбоксилатной ОЖ
 
Причины и последствия неисправностей системы охлаждения

Причины

Последствия

Коррозия

Грязь

Ржавчина

Песок

Отложения

Забивают радиатор и запекаются на корпусе    блока, препятствуя теплообмену, что ведет  к разрушению лопастей, прокладок и корпуса  помпы, заклиниванию термостата.
Осадок на поверхности металлов, примеси в воде:   накипь (магний, кальций) Нарушение теплообмена, перегрев двигателя
Кавитация (образование в жидкости пузырьков,      наполненных газом, паром или их смесью) Ускорение износа металла и его разрушение