Сайт находится на доработке.
Если вы не нашли нужную информацию, задайте вопрос в разделе "Техническая информация/FAQ".
Приносим извинения за неудобства.

Полезная информация

Охлаждающая жидкость

Антифриз 

Антифриз - универсальное название охлаждающих жидкостей (далее по тексту - ОЖ) для двигателей внутреннего сгорания и для установок, работающих при низких температурах. Представляет собой смесь воды с одним из элементов: этиленгликолем, пропиленгликолем, глицерином, спиртом.

Антифриз и тосол

Россия – наверное, единственная страна в мире, в которой есть разделение ОЖ на антифризы и тосолы. Произошло это потому, что в 1971 году отделом Технологий Органического Синтеза (ТОС) в Государственном научно-исследовательском институте органической химии и технологии (ГосНИИОХТ) была разработана ОЖ, которая получила наименование ТОСОЛ. От названия отдела и произошло название жидкости. ТОС – название отдела, ОЛ – окончание, характерное для спиртов (этанОЛ, метанОЛ и т.д.). 

В советское время мало кто думал об охране торговых марок, поэтому, как и многое другое в то время, торговая марка «Тосол» не  была запатентована и, в последствие, название ТОСОЛ стало нарицательным для всех отечественных ОЖ.  Антифризами же в России стали называть ОЖ иностранного производства. 

Охлаждающая жидкость является одной из главных функциональных жидкостей автомобиля, наряду с моторным маслом, тормозной жидкостью, топливом. Однако, к сожалению, в России исторически сложилось небрежное отношение к ОЖ, вызванное недооценкой или непониманием ее значения.

Пагубные последствия от применения некачественной ОЖ, как правило, проявляются не сразу, а через год-два после начала ее использования. 

На самом деле, большинство поломок автомобиля, требующих дорогостоящего ремонта, связано с отказом именно системы охлаждения, приводящим к перегреву двигателя. Кстати, по статистике, 40% поломок в автомобиле прямо или косвенно связаны с охлаждением. 

Жидкость в системе охлаждения призвана отводить тепло, выделяемое при работе блока цилиндров (см. рис.). Циркулируя вокруг него по малому кругу, жидкость сначала не попадает в радиатор, до тех пор, пока её температура не превысит определенную отметку (обычно порядка 70-75оС). 

В случае достижения жидкостью заданной температуры, открывается термостат и нагретая жидкость начинает поступать в радиатор, где она охлаждается набегающим потоком воздуха. При необходимости срабатывает вентилятор, который охлаждает нагретую жидкость дополнительно. 

Так же, охлаждающая жидкость призвана служить естественной смазкой для помпы, так как в случае выхода помпы из строя, жидкость перестает циркулировать, что приведет к перегреву двигателя. 

Охлаждающая жидкость – одна из главнейших жидкостей автомобиля и поэтому к её выбору нужно подходить очень серьезно. 

Общее устройство системы охлаждения

1 – радиатор; 2 – крышка радиатора; 3 – вентилятор; 4 – термостат; 5 – насос охлаждающей жидкости (помпа); 6 – расширительный бачок; 7 – головка блока цилиндра; 8 – трубопровод к отопителю; 9 – вентилятор отопителя; 10 – радиатор отопителя; 11 – рубашка охлаждения головки блока цилиндров; 12 – рубашка охлаждения блока цилиндров; 13 – поршень; 14 – сливной кран; 15 – нижний бачок радиатора

Различие типов охлаждаюших жидкостей 

Наиболее распространенная основа современных ОЖ -  этиленгликоль. При этом дополнительными компонентами являются только вода и комплекс присадок. Вода и этиленгликоль являются базовыми компонентами практически любой ОЖ и составляют 93-97% объема. В случае концентрированных ОЖ – эту долю занимает только этиленгликоль, а воду автомобилист доливает самостоятельно. Те 3-7%, которые в ОЖ занимают присадки и являются главным фактором, который отличает одну ОЖ от другой. Именно комплекс присадок определяет такие свойства ОЖ как антикоррозионные, антикавитационные, агрессивность к резиновым деталям и припоям, вспениваемость, срок службы и, в конечном счете – стоимость ОЖ. 

По составу пакетов присадок современные ОЖ делятся на три типа — «традиционные или силикатные», «карбоксилатные» и «гибридные».

Традиционные ОЖ — это «вчерашний день» охлаждающих жидкостей. При их производстве используются неорганические технологии, а в состав входят такие вещества как силикаты, фосфаты, бораты, нитриты, амины. 

Защищая систему охлаждения от коррозии, силикатные ОЖ создают на поверхности металла защитный слой (накипь), который, с одной стороны, защищает поверхность от коррозии, а с другой,  ухудшает теплообмен за счет своей низкой теплопроводности (до 50% ниже), что приводит к постоянному перегреву двигателя. 

Именно использование с системе охлаждения силикатных ОЖ и приводит к проблемам описанным в разделе «Проблемы и их решения» (сслыка на страницу проблемы и решения). 

К данному типу относится большинство российских ОЖ.

Принцип работы силикатной ОЖ

Принципиальное отличие карбоксилатной технологии от других технологий состоит в том, в карбоксилатных охлаждающих жидкостях отсутствуют неорганические присадки, характерные для «традиционных» ОЖ. 

В противоположность силикатным, карбоксилатные ОЖ создают защитный слой только лишь в очагах коррозии, покрывая их сверхтонкой защитной пленкой. Это не ухудшает теплообмен, так как защитный слой не создается на остальной поверхности. Таким образом, карбоксилатные ОЖ обладают улучшенными охлаждающими свойствами. 

Принцип работы карбоксилатной ОЖ

Как следствие, при такой «точечной» защите от коррозии, расход присадок происходит значительно медленнее, что увеличивает срок службы ОЖ. Так же, в отличие от традиционных, карбоксилатные ОЖ:

• Более эффективно противостоят кавитации, увеличивая срок службы подверженных кавитации деталей (водяного насоса, гильз цилиндров, крыльчатки помпы)
• Менее агрессивны к алюминиевым, резиновым, эластомерным и пластиковым деталям
• Имеют более стабильные свойства, не выпадают в осадок, не образуют желеобразные массы
• Имеют более низкий класс опасности
• Способны работать при более высоких температурах
 
В технической литературе и в названиях ОЖ встречаются следующие термины для обозначения карбоксилатных технологий:
• OAT (Organic Acid Technology),
• LLC (Long Life Coolant),
• XLC (eXtended Life Coolant),
• SNF (Silicate Nitrite Free),
• SF (Silicate Free),
• G12 (по спецификации VW TL 774D).

Гибридные ОЖ
Как видно из названия, данный вид ОЖ сочетает в себе разные технологии. В ОЖ гибридного типа используются соли карбоновых кислот (карбоксилаты) в сочетании с силикатами или фосфатами. Таким образом, гибридные ОЖ являются как бы промежуточным звеном между силикатными и карбоксилатными. Срок их службы дольше, чем силикатных, но короче карбоксилатных.