Полезная информация

Тормозная жидкость TCL

Назначение тормозных жидкостей (ТЖ) - передавать усилие от главного тормозного цилиндра к колесным. Задача хоть и узкая, но чрезвычайно ответственная; у тормозной системы нет права на отказ, ни при каких обстоятельствах. Именно этим условием определяются технические требования к свойствам тормозных жидкостей. Состоят они в следующем:
 
1. Температура кипения 
Рабочая температура тормозной жидкости в наиболее горячих точках системы примерно такова: 60-70оС при движении по шоссе, 80-100°С в городе и 100-120°С на горных дорогах. Но это в среднем, а в напряженных условиях она нередко достигает 150°С и даже больше, поскольку, например, тормозная колодка при нескольких экстренных торможениях нагревается до 600°С. Поэтому жидкость в неблагоприятной ситуации может закипеть, а это грозит катастрофой: объем главного цилиндра невелик (всего 5-15 мл), а как только объем пузырьков пара в системе превысит эту величину, то тормоза полностью откажут. Но и до этого, при малых размерах паровых пробок, эффективность тормозов уже заметно падает.
 
2. Морозостойкость
Очевидно, что жидкость, служащая для передачи давления, должна сохранять приемлемую текучесть даже при сильном холоде. Ее вязкость не должна превышать 1800 кв.мм/с.
 
3. Антикоррозионные и смазывающие свойства 
Для движущихся деталей тормозной системы (поршеньков) рабочая жидкость призвана служить естественной смазкой, поскольку других антифрикционных продуктов в их зоне трения нет. Важно и то, что конструктивные элементы из стали и цветных металлов не должны испытывать коррозионного воздействия со стороны веществ, входящих в тормозную жидкость. Все эти требования удовлетворяются применением специальных добавок и присадок в товарных продуктах. 
 
Как и в случае с охлаждающими жидкостями, ТЖ представляет собой смесь базовой основы (93-98%) и нескольких компонентов (2-7%). Но, в отличие от ОЖ, тормозные жидкости классифицируются в зависимости от основы. 
 
Существует 3 типа основы:

ТЖ на основе бутилового спирта – это «вчерашний день», их применяли на старых автомобилях (одним из последних был ГАЗ-24 Волга до 1985 года). Такая ТЖ имеет температуру кипения 115 - 120°С, и малую температуру застывания (около -20°С), однако она выделяется хорошими смазывающими способностями, к тому же она не агрессивна к резиновым соединениям старых автомобилей. Поэтому если для старого автомобиля рекомендована именно такая ТЖ – то ее и следует применять, иначе современная ТЖ может попросту разъесть «резинки». 

 

ТЖ на основе силикона применяются в основном в спорте. Их отличие – высокая температура кипения (240-260°С, бывают жидкости и на 300°С), полная не-гигросокпичность (т.е. они не впитывают влагу, что позволяет эксплуатировать силиконовые ТЖ до 5 лет), и небольшая сжимаемость. Зачастую ТЖ на силиконовой основе обозначают как DOT 5 SBBF (Silikon Based Brake Fluid), и окрашивают в темно-красный цвет. 

 

ТЖ на гликолевой или поли-гликолевой основе – наиболее популярна. В зависимости от состава, такие тормозные жидкости могут обеспечить и температуру кипения в 230-260°С, хорошую устойчивость к замерзанию (примерно до -40°С), низкую вязкость, достаточные антикоррозионные и смазывающие свойства. Главный минус таких тормозных жидкостей – гигроскопичность, возможность впитывать влагу: за первый год эксплуатации ТЖ набирает около 2% влаги от своего объема, за 2-й год – еще 1-2%. Это приводит к существенному понижению температуры кипения ТЖ (примерно на 70-80°С), поэтому такие жидкости следует менять раз в 1-2 года или около 30-40 тыс. км пробега (что наступит раньше). Их окрашивают в желтый или светло-коричневый цвет, иногда ТЖ на гликолевой основе вообще бесцветны. 

 

Именно ТЖ на гликолевой основе представляют собой основную массу рынка, именно их классифицируют по DOT (с учетом «силиконовой» тормозной жидкости DOT5). Тормозные жидкости на разных основах смешивать запрещено, можно лишь доливать ТЖ на одинаковой основе, желательно одного класса по DOT и одного производителя (ведь пакет присадок у разных производителей может отличаться). При переходе с гликолевой ТЖ на силиконовую, или наоборот, всю тормозную систему необходимо тщательно промыть. 

 

Зачастую все иностранные и большинство российских ТЖ имеют на упаковке обозначение DOT 3, DOT 4, DOT 5.1. DOT расшифровывается как «Department of Transport», а последующая цифра означает определенный класс допуска. 

 

DOT 3 – «базовая» ТЖ на гликолевой основе с необходимым пакетом смазывающих и антикоррозионных присадок, с температурой закипания 210-220оС для «сухой» ТЖ и 140-150°С для «мокрой» ТЖ (уже набравшей 3,5% воды). Вязкость ТЖ DOT 3 – 1500 кв. мм/с при -40°С. Ее применяют в автомобилях с дисковыми и барабанными тормозами, она требует замены примерно каждые 1-2 года, агрессивна к краске.

  • Недостатки: DOT 3 повреждает тормозные прокладки из натуральной резины, и не должна использоваться в автомобиле с такими прокладками. Данная ОЖ достаточно быстро поглощает воду. Поэтому, после вскрытия емкости с DOT 3, её следует использовать в течение недели. Так как DOT 3 поглощает воду, любая впитавшаяся вода может вызвать коррозию тормозных магистралей и цилиндров. 
DOT 4 – ТЖ на гликолевой основе с базовым пакетом присадок и улучшенными качествами: температура кипения «сухой» ТЖ достигает 230-235°С, «мокрой» 155-160°С, вязкость составляет 1800 кв. мм/с. Такая жидкость хорошо подходит для автомобилей с дисковыми (вентилируемыми) тормозами, агрессивна к краске, требует замены примерно раз в 1-2 года. Тормозную жидкость DOT 4 рекомендуется использовать в большинстве серийных автомобилях оснащенных АБС.
  • Преимущества: DOT 4 поглощает воду не так быстро, как DOT 3. У этой жидкости выше точка кипения по сравнению с DOT 3, следовательно, она более пригодна для больших нагрузок на тормозную систему.
  • Недостатки: DOT 4 разъедает краску. Небольшие утечки в основном цилиндре растворят краску на корпусе вблизи места утечки, что может привести к появлению в этом месте ржавчины. DOT 4, как правило, примерно на 50% дороже, чем DOT3. Так как DOT 4 все же поглощает воду, это может вызвать коррозию в тормозных магистралях и цилиндрах. 
DOT 5 (SBBF, silikon based brake fluid) – ТЖ на силиконовой основе, с высокими рабочими температурами (260/180°С), и низкой вязкостью (900 кв. мм/с, педаль еще более «чистая»). Отлично подходит для спорт-каров, для быстрой спортивной езды с сильными торможениями. Не агрессивна к краске, не впитывает воду, поэтому такую ТЖ можно менять спустя 4-5 лет эксплуатации.
  • Преимущества: Тормозная жидкость DOT 5 не разъедает краску, не поглощает воду и может быть полезна там, где абсорбция является проблемой, совместима с любыми резиновыми частями.
  • Недостатки: DOT 5 нельзя смешивать с DOT 3 или DOT 4. Большинство проблем с DOT 5 возникает, вероятно, по причине смешивания с некоторым количеством других видов тормозной жидкости. Наилучшим способом перейти на DOT 5 является полная переборка гидравлической системы.  Так как DOT 5 не поглощает воду, любая влага, находящаяся в гидравлической системе, будет скапливаться в одном месте. Это может вызвать локальную коррозию в гидравлике. Необходима тщательная прокачка для удаления всего воздуха, находящегося в системе. В жидкости могут сформироваться небольшие пузырьки, размер которых со временем увеличивается. Может потребоваться несколько прокачек. Кроме того, купить такую жидкость сложно. Как правило, ее продают только некоторые автомагазины. 
DOT 5.1 (NSBBF, non silikon based brake fluid) – ТЖ на гликолевой основе, дальнейшее развитие DOT 4: рабочие температуры для «сухой» ТЖ – 260°С, для «мокрой» - 180°С, вязкость ниже (900 кв. мм/с, педаль более «чистая»), больше антикоррозионных присадок. Более гигроскопична, поэтому требует замены раз в год. Отлично подходит для быстрой напористой езды на мощном автомобиле.
  • Преимущества: DOT 5.1 обеспечивает превосходную работу, по сравнению с другими тормозными жидкостями. У нее более высокая точка кипения, по сравнению с DOT 3 или 4, как начальная, так и конечная. Фактически, конечная точка кипения почти такая же, как у гоночных тормозных жидкостей, а начальная точка кипения тормозной жидкости 5.1 естественно значительно выше, чем у гоночных тормозных жидкостей.  DOT 5.1 является совместимой с любыми резиновыми компонентами.
  • Недостатки: DOT 5.1 не силиконовая тормозная жидкость, следовательно, она поглощает воду. DOT 5.1, как DOT 3 и DOT 4, разъедает краску. Стоит такая жидкость значительно дороже, чем DOT 3 или DOT 4, и найти её в магазинах сложнее. 
БСК – это общее название для жидкостей на основе бутилового спирта и касторки (сокращение базовых элементов и дает название БСК). Рабочие температуры такой ТЖ низкие (закипание при 115-120°С), БСК плохо противостоит морозу (замерзание при -20°С), в общем – вчерашний день. Поэтому БСК на рынке практически не найти. 
 
Таким образом, из всех тормозных жидкостей для использования наиболее предпочтительна DOT4. Эта жидкость, будучи не намного дороже, обеспечивает меньшую абсорбцию воды, соответственно снижая появление коррозии по сравнению с DOT 3. Имеет более высокую точку кипения, чем DOT 3, что является более предпочтительным для больших нагрузок. 
 
Тормозная жидкость DOT 4 торговой марки TCL – это жидкость высочайшего качества, полностью соответствующая стандартам JIS K 2233 (Япония), BF-4, SAE J 1704 FMVSS No.116 DOT 4 (США). Отлично подходит для гидравлических тормозных систем, в том числе, для тормозных систем новых моделей. Идеальна для дисковых тормозных систем. 
 
Содержит антикоррозионные добавки, предотвращающие коррозию частей тормозной системы. Предохраняет резиновые сальники от преждевременного выхода из строя, обладает оптимальной вязкостью. Обеспечивает надежную и долговременную работу тормозной системы автомобиля.
  • Температура кипения «сухой» жидкости +230°С, «увлажненной» +160°С.
  • Производится в Японии.
  • Выпускается в емкостях 355 мл и 1 л.